Современные технологии развиваются очень быстро, становятся сложнее и самое главное дешевле. Смартфоны, видеокамеры, компьютеры: техника становится компактнее, мощнее, и то, о чем 10 лет назад нельзя было подумать – стало обыденным, то, что 5 лет назад стоило больших денег и собиралось энтузиастами – сейчас стоит гораздо дешевле и уже не требует таких финансовых и временных затрат. Как радиоуправляемые самолетики превратились из игрушек в настоящее хобби…
Ещё лет 20 назад никто и подумать не мог, что подобная техника станет доступна простым людям, и что в принципе будет существовать как класс и вид. Маленький квадрокоптер: рама из легкого карбона, 4 пропеллера, плата управления, антенна, аккумулятор, камера. Больше похоже на игрушку, но когда узнаёшь что эта «игрушка» способна подниматься на высоту 3-4 километра, улетать от оператора на все 10 километров и разгоняться до 40-80 километров в час – понимаешь, насколько быстро развиваются новые технологии.
Есть пилоты и у нас в Караганде. Увлеченные люди собираются, выезжают за город протестировать собранные аппараты, просто полетать, поделиться новостями и идеями. Одну из таких встреч мы и решили посетить.
Как рассказывает Рустам, один из карагандинских пилотов, раньше такие штуки были гораздо дороже, купить их было сложнее. Приходилось практически вручную собирать весь аппарат самостоятельно. Заказывать из Китая раму, платы управления, моторы, антенну, всё вручную собирать, спаивать, настраивать. Готовые решения были непомерно дорогими, а дешевые не отличались ни надёжностью, ни летными характеристиками. В магазинах полным полно игрушек на радиоуправлении и даже с камерами, от 20 тысяч тенге до 80-150 тысяч тенге. И даже дороже. Но, как правило, всё это просто «самолётики» на радиоуправлении. Летают они всего минут 5-10, максимум на 500 метров. Хорошие модели продаются в Китае, а собирать весь комплект приходится по частям. Отдельно сам аппарат, отдельно пульт управления, отдельно батареи и радиоприемник. Как ни странно стоить весь комплект будет 80-90 тысяч, если не покупать шлем, и 120 тысяч, если погружаться в это хобби с головой. Цена примерно такая же, даже дешевле, но вот ощущения совсем другие. Тут и сам аппарат будет летать 25-30 минут, и улететь можно будет гораздо дальше. Отдельные квадрокоптеры, собираемые карагандинскими пилотами летали и по 40-50 минут.
– У нас первые квадрокоптеры начали собирать довольно давно, – вспоминает Ильяс В. – Покупалось всё из Китая, было довольно дорогим и не то, чтобы сложным, но порог вхождения в хобби был высокий. Тут нужны были и финансы, и умение паять, программировать, настраивать. Плюс, как только получалось собрать первую летающую модель и начать осваивать управление, как сразу приходило осознание, что любое неудачное падение – это большая вероятность повредить сам аппарат. А значит нужно опять собирать, паять, ремонтировать. И так пока не получится самостоятельно взлетать и сажать квадрокоптер. Появилось и новое направление FPV, если раньше в основном за полетом нужно было просто наблюдать, то сейчас практически все модели оснащены камерами, а за полётом можно следить от первого лица. Это позволяет и подниматься на такую большую высоту, и улетать на много километров от места запуска.
Сейчас же, по словам карагандинских FPV-шников, за небольшие деньги можно купить квадрокоптер, поставить на него систему навигации и проблем с обучением уже не будет. Главное, конечно, не летать в людных местах. И вообще не летать там, где люди, машины, животные. Как правило полетать собираются далеко в степи, или в лесополосе, где никого нет. Сообщество открытое, пилотов много, новичкам даже помогают выбрать модель, настроиться, освоить управление. За последние годы разной аппаратуры стало больше, а цены на неё понизились.
У нас вообще собираются самые разные модели, сейчас появилась дальнобойная аппаратура, передатчики, стоит всё это вменяемых денег. Дроны, самолёты на радиоуправлении летают на10-15 километров.
Это не только хобби, но и уже практически профессия. Моторы стали мощнее, квадрокоптеры летают гораздо плавнее. Они спокойно могут перевозить на себе небольшие камеры, позволяя за небольшие деньги получить качественное видео с высоты птичьего полёта. Теперь, если нужно снять что-то с высоты, нет необходимости куда-то залезать, искать летательные средства. Можно нанять видеооператора, который за 15-20 тысяч улетит куда нужно и сделает необходимую съемку.
Как рассказывают сами карагандинские пилоты, аэрофото-и видеосъемка в городе довольно востребована. Они снимают как дворы, новостройки, так и промышленные объекты. Стоит рассказать и о том, что это уже далеко не игрушка, а настоящий летательный аппарат. Запускать его можно не везде, всё зависит от веса и мощности. Некоторые летательные аппараты могут весить и 500 грамм и 800 и даже полтора килограмма. Потеряй такая штука управление, или на скорости упади на человека, можно получить серьёзную травму. Пропеллеры тоже – опасная вещь. На полных оборотах они спокойно могут прорезать кожу и нанести серьезную рану. Как рассказывают видеографы, самое сложное это снимать мероприятия и концерты в парках и местах отдыха. Есть все необходимые разрешения, пилот имеет квалификацию, но люди, особенно дети, вообще не понимают опасность таких летательных аппаратов. Бывали случаи, когда во время посадки или взлета отдыхающие пытались руками схватить квадрокоптер! Так можно получить серьезную травму или даже остаться без пальцев!