С 1 января 2024 года казахстанцы начнут платить налог за сбор грибов и ягод. Видимо этот сезон – последний, когда мы сможем насладиться сбором даров природы. Где и кто в Караганде собирает ягоды с грибами, и что люди думают о налоге.
Сейчас налог платят за сбор растений, ягод, орехов, грибов только на территории государственного лесного фонда и особо охраняемых природных территорий. Как пояснил министр финансов РК Ерулан Жамаубаев, только предприниматели, которые занимаются коммерческим сбором ягод, грибов и диких трав, обязаны будут платить этот налог. То есть, остальные граждане не будут уплачивать за сбор. Министр также отметил, что дикорастущие растения являются национальным достоянием и должны быть защищены. Министерство финансов обещает дать более подробные разъяснения новой нормы и заверяет, что многодетные семьи, собирающие ягоды для продажи, не будут облагаться налогом.
На деле звучит хорошо, но как отмечают общественники, сами сборщики и даже депутаты мажилиса, налог довольно абсурдный. Не только в плане области регулирования, но и в плане контроля.
К примеру, у нас в Караганде, как отмечают сборщики, есть всего несколько мест, где можно собрать неплохой урожай «дикорастущих» ягод и фруктов. Это заброшенные дачные участки возле Майкудука. В Советское время тут было много дач, но после того, как трубы, по которым сюда закачивали воду, распилили на металл, участки забросили. Всё, что можно было разворовать – разворовали, а вот деревья: яблони, вишня, груши и т.д. остались. Каждую осень тут созревает неплохой урожай яблок, вишни и груши.
Естественно, сюда приходят и бывшие дачники, кто-то собирает несколько ведер на варенье и сок, кто-то больше, готовит запасы на зиму. Естественно кто-то собирает ягоды на продажу. Нас же интересует контингент, если так можно выразиться, людей, которые этот урожай собирают. Большинство из них это пенсионеры. Люди за 60-65 лет, кто-то приезжает на автобусе, кто-то на своих старых машинах. В основном готовят урожай на зиму. Причем, если делать сок или готовить заготовки, ягоды и грибы собираются действительно в больших количествах: 2-3 ведра или полная тележка. Главный вопрос: как с этих людей собирать налог, и кто будет заниматься определением с какими целями собираются эти «дары природы». Прослеживать куда отправится каждое собранное ведро с ягодами? Запрещать сбор, вводить квоты или талоны? Ответов на эти вопросы никто не знает.
– Я собираю вишню и яблоки на дачах уже не первый год, – рассказывает Катерина М., пенсионерка. – Вишня появляется ближе к августу, недели через две можно собирать яблоки и ранетки. Яблоки очищаются и отправляются на сок и варенье, вишня тоже. За сезон получается собрать 3-4 ведра вишни и 4-6 ведер яблок. Бюджет экономит очень сильно. На всю зиму есть запас сока. Дикие ягоды, конечно, не самого лучшего качества, но на сок и варенье их вполне хватает.
Многие пенсионеры не могут понять, почему они должны платить налог. Дачи – это их собственность, фактически они собирают ягоды на своих бывших заброшенных участках. Во-вторых, непонятно, что власти делают для сохранения этих самых природных зон. С каждым годом в местах сбора ягод и грибов становится всё грязнее и грязнее. Ладно, если бы эти территории хоть как-то улучшали.
– У нас довольно сложно просто на практике определить для чего человек собирает грибы и ягоды, – рассказывает экономист Султан Абдикашев. – Вот едут люди за грибами, начинают собирать, грибы, естественно не от самой хорошей жизни человек уезжает в степь искать грибы. И собирать эти грибы люди будут весь день. Пока не устанут: 5-10 килограмм, может даже больше, и естественно весь собранный урожай отправится на заготовки. Люди будут собирать много, все грибы, которые найдут, никто с нашими ценами на продукты не поедет собирать 1-2 килограмма грибов просто так.
Как будут инспектора и проверяющие определять для каких целей собирается урожай – это большой вопрос. Причем – это повышает и риск развития коррупции, социальную напряженность.
– Не думаем, что бабушки и дедушки будут довольны, оправдываясь перед инспекторами зачем они собирали грибы и ягоды, – отмечают депутаты мажилиса.