Этичность – один из главных принципов государственной службы. становлении системы государственной службы, наряду с профессионализмом особенно значима этичность государственных служащих. Сегодня к моральному и этическому облику государственных служащих предъявляются высокие требования.
Работа, действия и служебная этика государственных служащих находятся на постоянном контроле и в центре внимания общества. Поэтому большое значение имеет Этический кодекс государственных служащих, направленный на укрепление доверия со стороны общества к государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и предупреждение случаев неэтичного поведения государственных служащих.
Своеобразие государственной службы заключается в том, что наряду с этичностью, предъявляются особые требования к внешнему виду государственных служащих. Поэтому необходимо, чтобы внешний вид соответствовал моральному облиу и этике государственных служащих.
Наряду с Этическим кодексом, в осуществлении контроля над действиями государственных служащих важна роль таких коллегиальных органов, как Комиссия по этике и Совет по этике, а также уполномоченных по этике.
Указанные коллегиальные органы и уполномоченные по этике принимают меры, направленные на повышение имиджа государственной службы и вносят свой вклад в повышение этичности государственных служащих.
Как известно, самые ответственные действия по развитию государства возлагаются на государственных служащих. При таких высоких требованиях к государственному служащему защита его прав и соблюдение социальных гарантий также должны быть на должном уровне. Поэтому одним из важнейших принципов в сфере государственной службы является правовая и социальная защита государственного служащего.
Государственные служащие имеют право на охрану труда, здоровья, условия труда, необходимые для безопасной и эффективной работы, а также на социальную и правовую защиту.
Департаментом Агентства по делам государственной службы по Карагандинской области систематически проводится ряд анализов по линии контроля в сфере государственной службы.
К примеру, в результате анализа по вопросу предоставления трудовых отпусков государственным служащим установлено, что государственными органами региона нарушены права 671 государственного служащего.
В частности, установлено, что оплата трудовых отпусков государственным служащим производилась с задержкой.
Кроме того, в результате проведенного Департаментом анализа соблюдения режима рабочего времени были защищены права 119 государственных служащих с предоставлением часов отдыха за выполнение сверхурочных работ.
Другим средством защиты прав государственных служащих является применение для государственных служащих возможностей гибкого графика работы и дистанционной работы.
В частности, по согласованию с работодателем работнику может быть установлен иной режим рабочего времени.
С начала 2024 года 27 государственных служащих пользуются гибким режимом работы, 1 государственный служащий – комбинированным дистанционным режимом работы.
Департаментом также проводится анализ процедуры привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности, так как, при привлечении государственных служащих к дисциплинарной ответственности допускаются процедурные нарушения. В 2024 году из-за допущенных нарушений отменены 12 актов государственных органов, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
В свою очередь, результативная реализация работ в данном направлении особенно важна, поскольку они позволяют закрепить среди государственных служащих принцип верховенства Закона, верховенства справедливости и укрепить доверие к государственной службе.
А каждому государственному служащему, стремящемуся добиться больших успехов на государственной службе, необходимо соблюдать Этический кодекс и требования законов «О государственной службе Республики Казахстан», «О противодействии коррупции», добросовестно исполнять государственную службу.
Вр.и.о. руководителя Департамента Агентства РК по делам государственной службы по Карагандинской области Б. Макеев