Одной из обсуждаемых тем стали электронные проездные. Как мы уже рассказывали ранее, ситуация с ними повторяется. Система работает: валидаторы установлены в автобусах, можно оплатить проезд картой, через мобильный банк или QR-код в приложении ONAY! Однако и проблемы остались такие же как и в прошлом году, терминалы регулярно отключают, кондукторы не хотят принимать оплату при помощи карточек или телефонов, а сами жители сомневаются, приживётся ли такая система в Караганде.
Сообщает Авитрек Регион
Немало вопросов поступает от жителей более старшего возраста. В частности, люди интересуются: как же пополнять баланс электронных проездных? Мобильный банк в смартфоне есть не у всех, а нужный терминал для оплаты надо ещё и найти. Об этом и не только в нашем репортаже.
Одной из частых проблем, с которыми к нам обращаются – это вопросы касательно оплаты проезда. Где пополнять эти проездные карты? У большинства пенсионеров нет мобильных банков, смартфонами тоже не все могут пользоваться, поэтому мы составили небольшую инструкцию о том, как пополнить электронный проездной билет без использования смартфона.
Для этого нам в первую очередь понадобится сам проездной и терминал оплаты коммунальных платежей: QIWI, Касса 24 или Ю станция.
Шаг первый, заходим в меню оплаты терминала, в услугах находим пункт – городской и общественный транспорт, среди всех пунктов ищем компанию ONAY! (транспортные карты), в открывшемся меню выбираем свой тип карты (единая социальная и т.д.) вводим последние 8 цифр вашей карты, вносим в терминал необходимую сумму и подтверждаем платеж. Как отмечают в компании, деньги на карточку поступают в течение 10-15 минут.
Возвращаемся к проблемам.
Как мы уже рассказывали ранее, социальные проездные действовали в автобусах до конца декабря. Уже с первого января 2022 года, они стали недействительны. Использовать можно только социальные проездные компании ONAY!, однако от жителей города до сих пор поступают жалобы касательно нерабочих терминалов или же кондукторов, которые препятствуют оплате проезда электронными проездными. Из-за этого у многих владельцев социальных карт или проездных возникают опасения: а что делать, если проблема останется. Старые социальные проездные станут недействительными, а новые просто не будут принимать. Оплачивать проезд своими деньгами? Много вопросов и у тех, кто каждый месяц покупает обычный проездной билет. Работают только проездные от компании ONAY!, но вот далеко не во всех автобусах установлены терминалы оплаты. На некоторых маршрутных рейсах этих терминалов нет ни на одном автобусе, как платить там? Получается, необходимо покупать проездной билет, который должен быть действителен на всех маршрутах, но доплачивать за проезд там, где терминал не установлен или не работает?
Как отмечают эксперты, в итоге, если система не начнёт работать на всех автобусах, загруженность транспорта изменится: она сместится к тем автобусам, где терминалы установлены и работают. Т.к большинство людей, у кого будут проездные, не захотят платить дважды, сначала за проездной, а затем и за проезд в «особенном» автобусе, где нет рабочего терминала.
Официальной информации о том, как нужно будет поступать карагандинцам если терминала нет, или он не работает – пока не поступало. С одной стороны, увеличение тарифа пока не планируется. Как отметили в компании его для начала надо утвердить. Естественно там, где нет валидатора, людям придётся платить 80 тенге. Но вот что делать пенсионерам, людям, купившим проездной билет от компании ONAY!?
– Все понимают, что это настоящая война, – рассказывает Дмитрий Алексеев, урбанист. – Серых схем было много, не все деньги, оплаченные за проезд, поступали в автопарки – это раз, второе – кондуктора естественно не хотят лишаться своей работы, особенно в текущей экономической ситуации, когда всё растёт и дорожает. Нужно учитывать, что это не один и не два человека. Десятки людей, которые не хотят терять работу. Уже есть множество случаев, когда в автобусе людям не дают оплатить проезд при помощи карты, телефона или QR – кода. Всё зависит от действий городских властей и автопарков. Как это ни печально, сама компания ONAY! не может сделать так, чтобы терминалы не отключались, а кондукторы не препятствовали оплате проезда.
На данный момент, во всех автобусах уже есть терминалы оплаты, практически везде они работают и принимают карты ONAY, однако как сообщают пассажиры случается так, что терминал может либо глючить, либо не работать, или даже сам кондуктор препятствует оплате.
Пассажиры, столкнувшиеся с «ущемлением» своих прав при попытке оплатить проезд электронным способом: порядок действий на удивление прост. Сам терминал либо отключен, либо заклеен бумагой. В самом крайнем случае кондуктор просто говорит, что терминал сломался. Попытки оплатить проезд через телефон регулярно принимаются в штыки. Кондуктора или не верят, или не хотят верить, что проезд можно оплатить с помощью телефона. Это не удивительно, с введением новой системы необходимость в переводе денег на Каспи-кошелёк кондуктору также перестаёт пользоваться популярностью. В приложении попросту появилась возможность непосредственно произвести оплату проезда.
Проблем много, городские власти стараются закрывать на них глаза. Но с ними придётся столкнуться, например, последние вечерние рейсы, когда кондуктора и водители зарабатывали на оставшихся пассажирах, принимая оплату без выдачи билетов. Проездные работали, но ни для кого не секрет, что выручка из такого «последнего» ночного рейса по бОльшей части уходила в чужой карман.
– С одной стороны в этом был плюс, – делится своим мнением Дмитрий. – Вечером хоть какие-то автобусы были на рейсе и можно было уехать домой. Сейчас, когда будет введена система электронной оплаты, как «заставить» доезжать автобусы свой график? Материальный стимул уже работать не будет. Вся оплата за проезд идет мимо кондуктора и водителей. Сразу напрямую в автопарк. Как это скажется на системе сказать сложно, но уже сейчас видно, что на остановках в часы пик людей гораздо больше, чем раньше, а вот автобусов становится меньше. Как мне кажется единственным решением, которое позволит «отменить» кондукторов, будет являться увеличение заработной платы самим водителям. Причем не за количество пассажиров, а по количеству рейсов в день. Тогда у водителей будет стимул доезжать свой график и не смотреть на то, сколько людей нужно перевезти в день, чтобы выполнить норму.