Цены на бензин у нас не поднимаются уже второй год. Между тем, как отмечают эксперты. Топливо на Казахстанских АЗС должно стоить дороже, чем сейчас. Рано или поздно рынок придёт к этим ценам. Главный вопрос – когда?
Несмотря на запреты Минэнерго о вывозе бензина и дизтоплива из Казахстана, который 8 февраля вновь продлили на четыре месяца, из страны продолжают вывозить топливо в другие страны по “серым” схемам.
Кроме того, ежегодно наблюдается сезонный дефицит во время весенне-осенних работ. В связи с этим в 2022 году в Казахстане установили дифференцированные цены на нефтепродукты для транзитного транспорта и по периметру границы.
Но в целом, как отмечают эксперты, проблему это не решит. Потребность страны в дизтопливе объективно выше, чем производство. Мы уже наблюдали за дефицитом дизельного топлива. Единственным выходом является постройка новых заводов которые будут перерабатывать нефть и производить дополнительное топливо. Если новые заводы не построить, то после 2025 года, как прогнозирует Минэнерго, в стране дефицитными станут и бензин и керосин. Компаниям добывающим нефть сейчас выгоднее продавать её на международные рынки, нежели перерабатывать здесь.
Вопрос повышения цен обсуждается уже давно. В стране цены на дизель и бензин всегда были существенно ниже чем в соседних государствах. К примеру, на сегодняшний день средняя цена дизеля в Казахстане составляет 235-250 тенге/литр, тогда как в России – 370-380 тенге/литр, Узбекистане – 515-520 тенге/литр, Кыргызстане – 400-410 тенге/литр.
С другой стороны сдерживание цен на топливо – это единственная эффективная мера. От стоимости перевозки зависят цены практически на все товары и услуги. Неконтролируемый рост вызовет очередную, довольно существенную волну подорожания всего и вся.
К примеру, если взять рынок автомобильных запчастей, и других технических жидкостей, масла, антифриз и т.д. Там цены выросли более чем в два раза! Даже относительно дешевая раньше в ремонте и обслуживании машина теперь требует денег в два три раза больше. Вместе с тем, подорожали и услуги такси, и всех перевозок в частности. Всё из-за удорожания стоимости обслуживания.
Однако вечно сдерживать цены попросту не получится. В частности в этом виноват серый рынок. Как бы ни старалось государство, топливо: как бензин, так и дизель вывозится из Казахстана в более дорогие регионы и там перепродаётся. Для казахстанских водителей – это проблема, дефицит и сложность в покупке качественного бензина и дизеля. Для посредников – способ подзаработать.
Эксперты утверждают, что Казахстану не обязательно ориентироваться на цены соседей и сразу же их поднимать, поскольку единый энергетический рынок в рамках Евразийского экономического союза в 2025 году уравняет цены и с Россией, и с другими участниками Союза.
Понятным становится одно – рано или поздно цены вырастут.