КРАТКИЕ НОВОСТИ О СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
Терминалы в автобусах отключили — оплата проезда теперь только за наличку. Водителей не хватает — ездить теперь приходится с пересадками или и вовсе идти пешком. Хваленая навигация пропала, на картах автобусы не отображаются, или отображаются, но поштучно. Учитывая дефицит водителей, закрадывается подозрение, что с навигацией все в порядке, просто это и есть все автобусы.
Теперь об этом же, но подробнее. Первый пункт можно пропустить, как говорят: поиграли и хватит. Так же и с терминалами электронной оплаты. В данный момент они не работают. Средства карагандинцам обещали вернуть, карточки — обменять, как только появится новый поставщик. Когда это будет и будет ли вообще — вопрос риторический. Особенно учитывая то, как компанию Smart Card «выгнали» с рынка.
А вот нехватка водителей — уже гораздо более актуальная проблема, с которой сталкиваются многие жители города. Люди даже меняют маршруты, ездят с пересадками лишь бы не попадать на автобусы, которые ездят «в час по чайной ложке». Быстрее добраться, пару раз пересев, нежели мерзнуть на остановке и гадать, когда приедет нужный маршрут. Ещё чаще выгоднее просто пойти пешком.
Понимают проблему с транспортом и городские власти, так Алибек Дюсембеков, и.о. руководителя отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог 3 марта выступил с отчетом по работе общественного транспорта. По его словам, на линию ежедневно выходят примерно 340-350 автобусов. По словам чиновника, выход на линию составляет 75% от необходимого графика. В то же время, Алибек Дюсембеков, отвечая на вопрос акима Караганды Ермаганбета Булекпаева, сообщает, что по всем автопаркам не хватает около 400 водителей.
Внимательный читатель уже должен был бы заметить, что здесь что-то не так. Или с математикой, или же с озвучиваемыми данными. Пускай, как отмечает и.о. руководителя отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог ежедневно на линию выходит 340, пусть даже 400 автобусов. В то же время не хватает ещё 400 водителей. Это как минимум 50%, но никак не 75%, как сообщают чиновники. Даже с учетом того, что сейчас эти 340 автобусов перерабатывают в несколько раз. В 75% верится с трудом. Особенно если вспомнить, что несколько лет назад в рейс выходило в два раза больше автобусов, и тогда чиновники называли аналогичные цифры, 75-80%. Сплошная мистика.
Проблемы, как отмечает Алибек Дюсембеков, в целом простые — нехватка денег и тяжёлые условия труда.
— 170-180 тысяч тенге — зарплата водителя, — поясняет ситуацию акиму Алибек Дюсембеков. Автопарки поднимут зарплату водителям, №5 — на 20%, ЧУ «Рейс» — на 10%.
Результаты проводимой работы не впечатляют. Водителей набирают, но в данный момент даже 100 человек с нужной категорией будут настоящим чудом. За все время удалось пополнить ряды водителей меньше чем на 5 человек.
Как рассказывают сами водители в социальных сетях, работать в систему общественного транспорта идут только те, кому это нравится, или же те, кому податься больше некуда. Гораздо выгоднее сейчас идти на работу водителем только в межгород. Караганда-Балхаш, Караганда-Алматы.
Там и платят гораздо больше, и как не странно нагрузка меньше. Нет планов по пассажирам, не нужно на каждой остановке набрать как можно больше народу.
— Платят за рейс, сел и поехал, — рассказывает один из водителей. — Даже если полупустой автобус будет или даже один пассажир. Нет страха, что если не набрал народу — останешься без зарплаты. Сейчас много хороших водителей с городских маршрутов ушли в межгород, потому что сложно и мало денег. Автопарки тоже выкручиваются, как могут, принимают на работу молодых, не опытных часто даже без нужной категории. Все лишь бы хоть как-то закрыть нехватку кадров.
От всех этих недостатков транспортной системы страдают простые карагандинцы. В будние дни дождаться автобус — задача непростая. Если нужно уехать куда-то в Майкудук или Пришахтинск, нужно в этот автобус еще и залезть. Столпотворение на остановках в часы пик — нешуточное.
ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО
А вот в праздничные дни начинается настоящий транспортный коллапс. На рейсы выходит еще меньше водителей. Работать не хотят по одной простой причине — мало пассажиров. Пустыми, в сложившейся ситуации, ездить никто не хочет, денег не заработаешь — смысл трудиться понапрасну. Поэтому большую часть маршрутов дождаться просто невозможно. Яркий пример — 8 марта. В этот праздничный день автобусов стало в три раза меньше, чем обычно. Люди, прождав 30-40-50 минут, или уходили пешком, на другую остановку или же заказывали такси.
Цены на услуги такси в последнее время тоже поднялись. Водители уже не стесняются за поездку в два-три километра просить 500-600 тенге. Хотя в другое время прекрасно возили пассажиров за 200-300 тенге.
Летом же, если ситуация не изменится, многие просто откажутся от общественного транспорта пересев на велосипеды или другой экологический и более надежный транспорт. Даже пешком добраться куда-либо быстрее и надёжнее. Популярностью среди водителей стало пользоваться и приложение InDriver. Особенно выгодно стало зарабатывать в выходные и праздничные дни. Когда общественный транспорт практически не работает за несколько часов можно спокойно заработать 10-15 тысяч. Просто «помогая» людям успеть попасть на работу и с работы.
Последний гвоздь в крышку гроба общественного транспорта забивает навигация по картам. Несколько месяцев назад систему презентовали, обещав карагандинцам возможность в реальном времени следить за графиком автобусов. Эта система уже много лет прекрасно себя чувствует в Нур-Султа не. Перед выходом из дома можно посмотреть на карту в телефоне и увидеть, где сейчас нужный маршрут. Это позволяет в сильный мороз или дождь например, выйти на остановку за несколько минут до прихода нужного автобуса. Всё для людей. У нас эту систему встретили с большим воодушевлением. Несколько дней она запускалась, и на картах постепенно появлялись все новые и новые маршруты. Казалось бы, вот она цивилизация! Но дай Бог все это проработало пару недель. Постепенно, сначала автобусы, потом целые маршруты стали «отваливаться» один за другим. Сейчас, открыв карты, многие рейсы не отображаются. Так 07, 45, 13, 7, 70 либо вовсе нет на картах, либо на всем рейсе видно один, максимум два автобуса.
Учитывая то, как часто эти маршруты ходят, в голову все чаще закрадывается мысль, что система отображения работает, автобусов просто нет.
Жалоб на городской общественный транспорт у жителей много. Одна из основных, которая все чаще упоминается — это вопрос необходимости всех этих нововведений: электронные проездные, система онлайн слежения — так ли они нужны, когда на самом деле существуют куда более важные и критические проблемы?
— Это как мертвому припарки, — делится своим мнением Елена Барт, волонтер, жительница города. — Вы посмотрите на бОльшую часть автобусов, особенно маршрутных. Они буквально разваливаются. Работают на убой. В городе уже не раз поднималась тема экологии, о том, что эти автобусы не соответствуют никаким нормам и стандартам по выбросам. Но если мы уберем с дорог эти автобусы, у нас вообще никаких не останется. С водителями тоже проблемы, так почему городские власти заняты какими-то другими вопросами и дорогостоящими инновациями, когда у нас скоро не останется ни водителей, ни автобусов.