Наша страна, обладая уникальными историко-культурными условиями, самобытностью общественного развития и спецификой религиозной сферы, реализует собственную модель государственно-конфессиональных отношений, которая является признанной мировым сообществом.
Светский характер нашего государства является основополагающей характеристикой межконфессиональных отношений. Основой казахстанской модели светскости является свобода совести, равенство религиозных верований, нейтральность политической власти по отношению к религиозным конфессиям, уважительное отношение к личным убеждениям каждого, независимо от языка и отношения к религии.
Одним из ключевых составляющих дальнейшего демократического и правового развития нашей страны является обеспечение реализации прав человека на свободу вероисповедания. Свобода вероисповедания — необходимое и неотъемлемое условие развития демократического общества, один из основных элементов системы прав и свобод человека.
Подтверждением вышесказанному является тот факт, что в Казахстане в настоящее время в мире и согласии проживают представители более 130 этнических и 18 конфессиональных групп. Казахстанский опыт в сфере межконфессионального согласия во многом уникален. В республике представлен широкий спектр религиозных объединений: от традиционных религиозных объединений до новых, ранее не представленных в стране, вероучений. Несмотря на многообразие различных взглядов, традиций и культур, Казахстан остается государством, где нет конфликтов на религиозной почве.
Светское устройство государства – важное историческое достижение народа Казахстана. Государство не допускает политизации религии, но одновременно не ставит препятствий развитию религиозных объединений и конфессий, не мешает верующим удовлетворять религиозные потребности, органы власти не вмешиваются во внутренние, канонические вопросы конфессий и религиозных объединений. При этом государство следит за соблюдением законов всеми религиозными объединениями. Получается, государство выступает своего рода беспристрастным арбитром, который в то же время уважает свободу совести и право верить или не верить в Бога; полагаться на научное мировоззрение и на свои силы или верить в потусторонние силы. Это конституционное право каждого гражданина, в основе которого лежит свобода совести. Под свободой совести, как известно, мы понимаем право или свободу человека самостоятельно формировать свои убеждения, в том числе и религиозные, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.
В настоящее время, на основе фундаментальных положений Конституции, действует Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятый в 2011 году, который является правовым механизмом реализации гражданами права на свободу совести, закрепленного в Основном законе, международных актах и Соглашениях о правах человека.
Как видно из описания казахстанской модели межконфессионального согласия, система межконфессиональных отношений в Казахстане в целом достаточно стабильна, но, вместе с тем, эту стабильность надо сохранять, необходимо сознательно ее поддерживать, так как идущие в стране и в мире процессы не всегда способствуют сохранению стабильности; очень многие из этих процессов, напротив, имеют дестабилизирующее влияние.
Важно отметить, что с возрастанием роли религии, появились негативные аспекты религиозной жизни части населения. В частности, в стране увеличилось число граждан, противопоставляющих себя сложившимся устоям в светском обществе, национальным традициям и культуре. Возникли, нетрадиционные религиозные течения, у некоторой части верующего населения стали проявляться крайние формы агрессии и религиозного радикализма, что в совокупности стало фактором угрозы для безопасности и стабильности страны, ее граждан.
В свете возникших проблем, светскому государству были адресованы основные запросы населения в части укрепления устойчивости и безопасности, обеспечения мира и согласия в обществе, а также защиты молодежи и всего подрастающего поколения от влияния религиозного экстремизма и терроризма.
Противодействие и профилактика религиозного экстремизма в Казахстане являются одним из приоритетных направлений государственной политики. В рамках противодействия религиозному экстремизму и терроризму проделывается большая работа. Так, например, были приняты специальные законы против экстремизма и терроризма, утверждены государственные программы «По противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 и 2018-2022 годы».
Согласно общепринятым мировым нормам государство регулирует деятельность религиозных организаций в целях обеспечения прав граждан и защиты общественной безопасности. Так, в рамках Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» упорядочена деятельность религиозных объединений, определен порядок осуществления миссионерской деятельности, проведения религиозных мероприятий, религиоведческой экспертизы, строительства культовых сооружений, распространения религиозной литературы. При этом, закон не ограничивает права религиозных объединений на распространение вероучения, а регулирует исключительно механизм работы миссионеров. Зарегистрированным в Казахстане религиозным объединениям созданы все условия для приглашения зарубежных миссионеров для работы в страну и их религиозной деятельности.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что на основе четкого разделения функций, система взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Республике Казахстан приобрел характер сотрудничества. Эта система взаимоотношений позволяет религиозным объединениям принимать участие в различных сферах жизни общества, тем самым открывая предпосылки для гармоничного сочетания светских и религиозных правовых принципов. При этом, несмотря на проведенную результативную работу, важно поддерживать межконфессиональное согласие и стабильность в обществе, которое требует неустанных усилий не только со стороны государства, но и гражданского общества, также самих религиозных объединений.
Индира Бекишева, религиовед