С первых дней создания независимого Казахстана главной задачей государства является повышение благосостояния и качества жизни его народа. Для этого Правительство проводит реформы, совершенствует законодательство, инвестирует различные проекты и многое другое. Однако не все его инициативы получают поддержку и понимание со стороны гражданского общества.
Основная причина тому отсутствие открытого диалога на должном уровне между обществом и государством. Не всегда принимаемые государственные решения сопровождаются широким разъяснением. Также как и не всегда государство слушает и слышит мнение и желание народа. Все это приводит к провалу реформ, порождает недоверие населения к власти.
Вместе с тем, важные вопросы, волнующие общественность, должны обсуждаться и находить свое решение в рамках конструктивного гражданского диалога, который позволяет услышать другие, в том числе альтернативные, мнения и найти верные решения.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем первом послании народу Казахстана объявил о переходе к концепции «слышащего государства», задача которой – построение эффективной системы коммуникаций государственного аппарата с населением и бизнесом, поскольку «слышащее государство» получает гораздо больше шансов эффективно реализовывать свою политику, имея поддержку и доверие населения.
Следует признать, что платформа для налаживания связи с обществом со стороны государства уже создана, появилось множество каналов обратной связи с населением, некоторые из них дают возможность осуществлять общественный контроль:
Сервис https://eotinish.kz, позволяющий подать официальное обращение в любой государственный орган (акиматы, агентства, министерства, комитеты) и другие учреждения без очередей и бюрократических задержек, не выходя из дома;
Блог-платформа первых руководителей государственных органов https://dialog.egov.kz, которая является одной из составляющих портала «Открытый диалог» и представляет возможность любому гражданину задать интересующий вопрос непосредственно акиму либо первому руководителю государственного органа;
Функционируют порталы «Открытые НПА» – платформа для публичных обсуждений проектов нормативных правовых актов, и «Открытые бюджеты» – представляет возможность ознакомиться с бюджетом любого акимата либо государственного органа;
Портал «Открытые данные» – это площадка, где размещаются общедоступные статистические данные государственных органов в машиночитаемом виде;
Интернет-конференции и опросы портала «Открытый диалог», позволяющие задать интересующие вопросы или обратиться с просьбой в режиме онлайн;
Интернет-ресурсы государственных органов Казахстана на единой платформе http://gov.kz/;
Официальные аккаунты государственных органов в социальных сетях, на которых также можно обратиться с жалобой, предложением, вопросом, записаться на прием;
Телефоны доверия и call-центры;
Фронт-офисы;
Интерактивная карта общественного контроля с открытым доступом к бюджету школ, детских садов, больниц, поликлиник, дорог каждого региона на единой платформе с возможностью 24 часа в сутки контролировать указанные процессы, сверять их с документацией и в случае выявления расхождений сообщать в уполномоченный орган, приложив при этом соответствующие фото- и видеоматериалы.
Вместе с тем, развитие диалога между властью и обществом требует не только открытости госслужащих, но и активности гражданского общества, т.к. диалог государства и гражданского общества – это дорога с двусторонним движением.
Всем надо учиться находить общий язык друг с другом и начинать надо с очень простых вещей. Первое – что крайне необходимо – объективно видеть существующие недостатки и просчеты в деятельности государственных органов, объективно и реально оценивать сделанное и достигнутое.
Граждане должны говорить о проблемах, предлагать свое видение и пути выхода из ситуации, а государственный аппарат учитывать их при принятии тех или иных решений.
Призываем всех граждан активно участвовать в обсуждении принимаемых государственных решений и проведении общественного контроля по реализации государственных программ и исполнении государственного бюджета и внести свой вклад в построение нового Казахстана.
Б.Ахметов, и.о. руководителя Департамента Агентства РК по делам государственной службы по Карагандинской области