В Карагандинской области из 19 социально значимых продуктов питания производится 14. К примеру, по картофелю, яйцам, говядине внутренние потребности обеспечены полностью. В супермаркеты по фиксированным ценам местные товаропроизводители поставляют овощи и яйца.
Сообщает корреспондент Авитрек
О мерах сдерживания цен говорили в областном акимате. В регионе работает комиссия по расследованию посреднических схем по всей цепочке ценообразования продовольственных товаров. Заместитель акима области Бауржан Асанов провёл заседание с участием представителей государственных органов, руководителей крупных торговых сетей, оптовых поставщиков, сельхозтоваропроизводителей. Предпринимателям напомнили, что допустимая торговая надбавка на социально значимые продовольственные товары составляет не более 15 %. Ведётся контроль не только за супермаркетами, но и за магазинами у дома.
Между тем, рассматривая цены на остальную продукцию говорить о сдерживании цен сложно. Продукты продолжают дорожать. Как отмечают эксперты, связано это и со сдерживанием цен на продукцию и более дорогим импортом. И крупные, и небольшие магазины вынуждены откуда-то получать прибыль. Если завышать цены на социальные продукты нельзя, то подниматься в цене будет всё остальное, на что завысить цены можно. Да, социальные продукты – это важно, но сложно представить продуктовую корзину, которая состоит только из социально значимых товаров. Покупать другие продукты всё равно нужно и их гораздо больше, чем социально значимых товаров. Причём, сталкиваться приходится даже с тем, что и социально значимые товары тоже становятся дороже.
Куриные яйца высшей категории на прилавках так и стОят от 650 до 800 тенге. Как-то приходится покупать. Ярмарок в ближайшее время не ожидается. Сложно обстоят дела с овощами, фруктами, зеленью. Цены тут выше, чем на мясо. Килограмм зеленого лука или салата может стоить все 3-4 тысячи тенге!
Самый большой разброс цен на белый лук – если на рынке килограмм можно взять за 350 тенге, то в супермаркете – целых 675. Обычный репчатый лук стоит дороже – 400 тенге. Гораздо дешевле можно купить обычный социальный лук, который продаётся по 150-200 тенге. Но его нужно ещё и найти, качество тоже не очень, половину можно выбрасывать.
Обычный картофель в крупных сетях продавали по 220-230 тенге, на рынке можно было купить картошку за 200, сейчас ценник поднялся до 250 тенге. Морковь тоже немного подорожала, с 230 до 250 в супермаркетах.
Капуста на рынке подорожала со 170 до 220 тенге, а в супермаркетах – с 220, наоборот, подешевела до 124 (из стабфонда), но, как и в случае с луком, очень плохого качества. Гречка тоже дорогая в магазинах – упаковка в 900 грамм продаётся не ниже 700 тенге! На развес можно найти за 550-600 тенге, если повезёт.
Как ни крути, цены постепенно становятся выше. Не помогают ни акции, ни скидки. Литр сока на прилавках магазинов может стоить все 700-750 тенге. Иногда ценник поднимается до 800 тенге за литр! Двухлитровый сок не намного дешевле. Ценник уже поднялся до 1100-1200 тенге, и это со скидками. Такими темпами недалеко до цены в 1500 тенге за 2 литра. Пару лет назад точно такой же сок можно было взять со скидкой за 490-510 тенге! Сейчас цена выросла уже более чем в два раза! Всё это серьёзно сказывается на покупательской способности населения. Продукты в буквальном смысле приходится выбирать по ценам. Взять всё, что нужно, получается далеко не у всех.
Поможет ли хоть как-то сменить вектор цен указание акимата работать напрямую с товаропроизводителями – неизвестно. Как отмечают сами товаропроизводители, цены у них небольшие, откуда в магазинах появляются совершенно иные ценники – они не знают.
– Тут несколько вариантов, – рассказывает о проблеме ценообразования экономист Султан Абдикашев. – Или создавать схемы, которые будут поощрять магазины работать с товаропроизводителями, или опять же устанавливать предельные цены, основываясь на том, какая себестоимость у продукта.
– Важная задача, насыщение внутреннего рынка собственными продуктами, – рассказал руководитель управления сельского хозяйства Аскар Санаубаров.
– В этом году планируется увеличить объёмы производства картофеля – на 11,1 %, моркови – на 23 %, капусты – в два раза. У местных товаропроизводителей закуплено в стабфонд 295 тонн картофеля, 200 тонн моркови, – сообщил он.
Кроме того, благодаря оборотной схеме в супермаркетах и социальных павильонах по фиксированным ценам реализуются картофель, морковь, капуста и лук. Аскар Санаубаров отметил, что поставки регулярные, с ноября 2022 года общий объём составил 648,6 тонны.
Также в рамках заключённых меморандумов свою продукцию по фиксированным сниженным ценам реализуют местные птицефабрики. Кроме того, ежедневно в торговые точки поставляется социальный хлеб, произведённый из муки резервного фонда и зерна Продкорпорации. Поставляется в супермаркеты и резервная мука по доступной цене.
– Сдерживание цен – это задача номер один. В целом из 19 наименований социально значимых продуктов 14 мы производим у себя в области. Завозим пять видов: рис, гречку, масло подсолнечное, сахар и соль. Работа по стабилизации цен требует как оперативных, так и стратегических решений, – отметил Бауржан Асанов. – Предпринимателям не стоит пренебрегать законодательством – необходимо придерживаться допустимой торговой надбавки. Вся цепочка ценообразования прослеживается, контроль ведётся.
Между тем, если крупные супермаркеты могут позволить себе небольшие надбавки на всё остальное, т.к. ассортимент большой, то вот небольшим магазинчикам не так выгодно продавать продукцию по фиксированным ценам. Мы уже рассказывали об этом во время сахарного ажиотажа. По словам владельцев, если они закупили сахар по 450, то продавать его за 440 тенге они не могут. По 500-600 тенге продавать сахар нельзя, поэтому они просто не продают сахар. Работать в убыток никто не хочет и не будет.
– У нас ассортимент не такой большой, – рассказывает Юлия А., продавец в одном из небольших магазинов. – Если какой-то товар из-за ограничений приходится продавать в убыток, мы его не продаём. Понимаете в чем проблема, чиновники работают, но работают они непосредственно с магазинами, не с посредниками, у которых мы продукты закупаем. Допустим, поднялась в цене картошка. Приходит к нам поставщик и говорит, теперь килограмм будет стоить 350 тенге. Дешевле чем 400-430 тенге мы эту картошку продавать не сможем. И если власти скажут, что нужно этот картофель продавать по 330 тенге, то мы просто не будем картошку продавать. Мы не можем прийти к поставщику и сказать, у нас максимальная цена 330, продайте нам картофель по 300 тенге. Получается, по небольшим позициям нужно работать с карагандинскими производителями, но там тоже много подводных камней. Чем больше продукции, тем сложнее всё это организовать. Допустим, лук покупать в одном месте, картофель в другом, курицу и яйца у третьих. Гораздо проще, когда у тебя завоз товара от одного поставщика.
Как отмечают сами продавцы, цены в основном повышаются от того, что у поставщиков продукты становятся дороже. Какие-то позиции пропадают совсем, какие-то дорожают. Дешевле ничего не становится.