Ценник на товары становится больше и больше. Особенно это видно на примере импортной продукции, а именно того, что приходит к нам из Китая. Скачки на валютном рынке для казахстанцев явление неприятное, но уже привычное. С каждым годом всё дороже и дороже. Сколько же радости будет тогда, если вдруг доллар начнёт снижаться, а не расти. Но речь немного не об этом. Сегодня мы погрузимся в товарно-денежные отношения и малый бизнес. Откуда приходит к нам товар, почему он становится дороже.
Сообщает Корреспондент Авитрек
Немного истории.
Прекрасно помню те времена, когда я ещё учился в магистратуре. Сайты типа Алиэкспресс только начинали завоёвывать мировой рынок. В том числе и Казахстан. Доллар тогда стоил в районе 170-180 тенге – очень дешево. Тогда заказывать в интернете было в диковинку. За несколько долларов можно было купить и чехол на телефон, и брелки, и целую горсть украшений. Казалось, что где-то тут кроется подвох. Слишком дешево, да ещё и доставка бесплатная.
Пока кто-то думал, покупать или нет, кто-то осваивал новые рынки. Теперь не нужно ездить в Китай, договариваться с поставщиками, лишние затраты и расходы. Можно просто выбрать товар, оплатить его и подождать пару месяцев доставку.
Так поступил Фархат К., начав заказывать из Китая различную недорогую мелочь. Типа чехлов для телефонов, брелков, недорогих игрушек и т.д. Продавалось, как правило, всё это среди студентов и друзей. Раза в два или три дороже. Но учитывая копеечную стоимость всех этих безделушек не так дорого.
– Хватало на еду, какие-то небольшие покупки, – вспоминает Фархат. – Это был не бизнес, а просто собственная подработка. Что-то покупаешь, что-то раздаёшь или даришь. В месяц там можно потратить 10 тысяч, а получить 20 тысяч тенге. Так сказать: дополнительный заработок. Именно так я и познакомился с интернет-магазинами. Удобно и дешево. Есть свои риски, но бОльшую часть проблем, если товар не пришел или поломан – решает администрация.
В чём соль?
Время шло, курс доллара постепенно рос, сначала 220 тенге, потом 250, потом 400. И сейчас практически 500 тенге. Всё больше и больше самозанятых или даже небольших предпринимателей сталкиваются с проблемой того, что заказывать всё становится уже менее выгодно. Дешевая и бюджетная электроника сейчас не такая уж и бюджетная. Затраты больше, а ценник на товары приходится поддерживать на том же уровне.
– У нас есть подработка, – рассказывает Фархат. – С женой делаем ювелирные украшения, всякая мелочевка. Они любит таким заниматься. Всё красиво, ручная работа. Заказов немного, но допустим в месяц, такой дополнительных доход может принести 20-30 тысяч тенге. Уже существенные деньги. Можно записать ребенка на спортивную секцию, или сделать небольшой отдых. Но цены растут, заказов для такого небольшого бизнеса становится меньше. А бижутерию покупать всё дороже и дороже. У нас ещё есть запасы, но если ситуация с ценами не поменяется, то мы подумываем или поднимать цены, что несомненно отразится на продажах или же прекратить этим заниматься, так как покупателей не будет.
И этим вопросам сейчас обеспокоен весь сегмент малого бизнеса, занимающийся перепродажей, изготовлением поделок и т.д. Любимое дело перестаёт быть рентабельным и приносить достаточную прибыль.
Как отмечают экономисты, в любом случае заказывать что-то в интернете будет дешевле чем покупать тоже только в магазине. Меньше посредников, налогов и т.д. Электроника также будет дорожать, и в магазине она будет стоить на 15-20% дороже, чем в интернете.
– Меняется только сегмент продажи, – отмечает Султан Абдикашев, экономист. – Если лет 5 назад у нас из Китая заказывали среднебюджетную электронику, стоило все это дело 80-140 тысяч тенге, тогда как в магазинах продавалось за 150-200 тысяч, то сейчас заказывают то же самое, только уже из ультрабюджетного сегмента, за ту же стоимость. Большой популярностью пользуется даже восстановленная б/у электроника. Телефоны, фотоаппараты, планшеты и т.д. Цены остаются прежними, а качество товара падает.
Клим Ли