Предисловие
История появления этой статьи не совсем обычная. «Виной» всему вотсаповский чат одноклассников, выпускников 10 «Б» класса школы №63 далёкого 1974 года. Повзрослевшие мальчишки и девчонки, которых судьба разбросала по городам и весям от Америки до Украины и от Чехии до Израиля и России, вернулись в свою молодость , чтобы поностальгировать о прошлом и рассказать о настоящем.
Чудо в том, что почти полувековая пауза в отношениях всё замечательное из той поры не стёрла, а цепочка контактов одноклассников из 63-ей восстановилась как по мановению волшебной палочки буквально за считанные дни. Почти на 100%. Воистину говорят, что «у Бога всё в свой срок. Надо только научиться ждать».
Наверное, взрослые тёти и дяди поняли, что в далёких 70-х они стали друг для друга больше, чем просто одноклассниками, а ценности нынешнего времени вернули в их жизнь чистые и честные отношения.
Вспомнили и своих любимых учителей, тех, кто вывел их в большую жизнь и научил ценить людей. Отличать добро и зло, правду и ложь, любовь и ненависть. Среди них добрый и мудрый учитель физики Эдиге Кабыкенович Жумадилов. Человек высочайшей чести и безграничного уважения. Фамилия Жумадилов не стёрлась из памяти , и тут же один из одноклассников вспомнил, что его жене сложную и долгую нейрохирургическую операцию делал другой Жумадилов — Нурлан Эдигеевич, врач от Бога и обладатель поистине золотых рук. Всё указывало на то, что это сын в прошлом любимого учителя. Достойный сын своего отца продолжает творить добро на этой Земле. Мы разыскали его, и ниже вы прочтёте рассказ Врача и Человека о времени и о себе…
Уже много лет отделение плановой нейрохирургии Областного медицинского центра, а сейчас клиники имени профессора Макажанова возглавляет врач-нейрохирург высшей категории Жумадилов Нурлан Эдигеевич. Многие жители Карагандинской области благодарны ему за нелёгкий труд, который он проделывает каждый день, но много ли мы знаем о враче, спасшем многие жизни? В этой статье мы хотим рассказать вам о нём, как о специалисте и замечательном человеке.
Сообщает корреспондент Авитрек Регион
ОТ САНИТАРА ДО ЗАВЕДУЮЩЕГО
Начать стоит с того, что изначально Нурлан Эдигеевич вовсе мог и не стать врачом, да и не планировал. Родившись в интеллигентной семье физиков, он мечтал совсем о другой профессии. Но мечта родителей была в том, чтобы в семье был хотя бы один медик. А так как старший сын в семье Жумадиловых уже на тот момент был историком, то желание родителей было сконцентрировано на младшем сыне. Так, еще будучи школьником Нурлан Жумадилов устроился работать в Областную клиническую больницу санитаром функционирующего тогда отделения нейрохирургии, в дальнейшем перейдя на работу в операционное отделение. Увидев воочию процесс лечения людей, герой нашей статьи принял родительское решение и всерьез начал подготовку к вступительным экзаменам в медицинский институт.
Отец Нурлана Эдигеевича, будучи одарённым физиком, проходил аспирантуру в Москве. Желая для своего ребёнка самого лучшего, он настраивал сына на поступление в Московский первый медицинский институт имени Сеченова.
— У отца было много друзей в Москве, и он решил съездить и познакомить меня с ними, чтобы я знал к кому могу обратиться во время учёбы за помощью. И как раз они, друзья отца, были удивлены выбором университета. Им было непонятно, зачем ехать так далеко от дома, если в родном городе есть медицинский ВУЗ, который входит в пятерку лучших по всему Советскому Союзу. Отец доверял друзьям, и я начал готовится к поступлению в родном городе. Честно говоря, у меня долгое время были сомнения насчёт правдивости этих слов. Как может в маленьком провинциальном трудовом городке располагаться один из лучших медицинских институтов всего Союза? Но, когда я поступил и увидел, что со мной на курс приехали поступать ребята из самых разных стран не только постсоветского пространства, но и из Индии, Пакистана, сомнения развеялись. Во время обучения Нурлан Эдигеевич продолжал работать санитаром в операционном блоке, ведь это давало возможность быть ближе к операциям. Эта подработка помогла ему ассистировать хирургам уже на 3-м курсе.
— Я понимал, что эти навыки нужны мне в будущем. Разница будет в том, что потом мне придется их нарабатывать на ходу, ценой ошибок. Именно поэтому я продолжал работать санитаром даже тогда, когда уже мог устроиться медбратом. Деньги на тот момент не были для меня основной причиной работы, мне была нужна практика. Ведь медик должен чувствовать желание работать, исходящее от сердца. Это желание становится его сутью, душой, обязывающим гордо нести звание медицинского работника.
Так, пройдя нелёгкий тернистый путь обучения, в 1997 году Нурлан Эдигеевич окончил Карагандинскую государственную медицинскую академию и поступил на целевую интернатуру по специальности нейрохирургия под руководством Мулдаева Мендигерея Абулхаировича, а затем на первичную специализацию в Алмате, которую окончил в 1998 году. С того момента Нурлан Жумадилов и ведёт отсчёт своей практической деятельности.
СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ
В практике доктора Жумадилова, как и у любого врача, были сложные случаи, которые заставляют задуматься. Его отец не раз говорил напутственно: «Если ты не можешь решить задачу с наскока, то отложи её себе в голову, а мозг будет продолжать над ней работать. И придёт день, придёт час, когда решение придёт.»
— Когда я работал дежурным нейрохирургом в приёмном покое тогда еще КОМЛДО, у нас не было ни КТ, ни МРТ, — вспоминает заведующий отделением плановой нейрохирургии. — Были рентген, ЭхоЭГ, молоточек и собственные глаза и руки. По сегодняшним меркам это минимум обследований. Была ситуация, когда поступил молодой человек с ЗЧМТ, я провел осмотр и направил его на рентгенографию. Из рентген-кабинета прибежала санитарка и сказала, что пациенту резко стало плохо. Рентген черепа провести успели, был выявлен перелом свода черепа. И разница между первым осмотром и повторным осмотром в рентген-кабинете была минут 10-15, но за это время пациент очень сильно ухудшился, потерял сознание. При повторном осмотре были выявлены признаки внутричерепной гематомы. В экстренном порядке он был прооперирован, все закончилось хорошо. Но я навсегда запомнил, что время имеет значение. В этом основная сложность медицины, и нейрохирургии в частности. Каждый случай нужно воспринимать как сапёр на минном поле. Болезни не всегда протекают, как в книжке, и любая деталь может иметь решающее значение.
В дальнейшем так сложилось, что на протяжении почти всей своей работы Нурлан Жумадилов очень тесно был связан с травматологами. И даже сейчас, возглавляя отделение плановой нейрохирургии в клинике, которая является ведущей в нашей области по двум этим специальностям.
— Можно сказать, мне немного легче, потому что я работал в многопрофильных клиниках, — оценивает свой опыт Нурлан Эдигеевич.
— Какие-то вещи в травматологии я понимаю не только на базе институтских знаний, но и имея личный опыт в данной сфере. Разумеется, специалистом в области травматологии я назвать себя не могу, я являюсь нейрохирургом, а это всё же отличающаяся профессия. Тут вспоминается случай, когда меня пригласили работать в отделение травматологии медсанчасти ТОО «Казахмыс», где были и нейрохирургические койки. В один злополучный день бригадир передовой проходческой бригады не отправил своих подчиненных выяснять ситуацию в проходке, а пошёл на опасный объект сам. И в этот момент произошло обрушение техники, что привело к множественным и очень тяжелым травмам. У него были переломы нескольких позвонков с повреждением спинного мозга, множественные травмы рук, ног, рёбер. Когда он был доставлен спецбригадой в нашу клинику, прогнозы были весьма неутешительные. Он был прооперирован в экстренном порядке с большим трудом, работали несколько бригад. Мало кто верил, что он сможет выжить. Через пару дней, когда его состояние стабилизировалось, была проведена операция на позвоночнике, но и это не могло ему помочь. Уже при поступлении было видно, что травма спинного мозга необратимая, пациент был обездвижен в результате травмы, нижнюю часть своего тела он не чувствовал.
Все сотрудники клиники так или иначе приложили руку к его лечению, делали всё, что мы на тот момент могли. В результате длительного лечения он выжил, и это и был наш триумф. На сегодняшний день он до сих пор жив, воспитывает троих детей. Запомнился этот случай еще и тем, что младшая дочь на момент его травмы еще не родилась. Отдельной заслугой я считаю то, что благодаря психологической поддержке врачей он смог восстановиться, а его супруга пережила этот тяжелый момент и успешно родила ребёнка, хотя и хотела прерывать беременность. Мы до сих пор поддерживаем связь, хоть и прошло порядка 20 лет.
ТРУДОВЫЕ БУДНИ В ОТДЕЛЕНИИ
Сегодня Нурлан Эдигеевич возглавляет отделение плановой нейрохирургии Многопрофильной больницы имени профессора Макажанова. Со стороны может у кого-то создастся впечатление о рутинной, конвейерной работе хирургов в отделении, но это не так. Сам заведующий говорит, что каждая операция, даже у пациентов с одинаковыми диагнозами — это своего рода «handmade», творение рук человеческих, которое каждый раз по-своему уникально.
Сложности, как и у всех, были связаны с событиями в прошедшем 2020 году, и последующим за ними кризисом. Без лишних подробностей, этот год ярко показал, насколько сильно связаны между собой многие специальности и как важна каждая из них.
При этом объемы оказываемой помощи растут с каждым годом. И растут они благодаря тому, что всё больше людей идут в медицину. Так, в 2010 году, в отделении делалось около 600 операций в год. По результатам прошлого года, несмотря на то, что какое-то время клинике пришлось работать в усеченном режиме, подопечные Нурлана Эдигеевича вышли на уровень 1050 операций в год.
— Лет 20 назад я прочитал в медицинском журнале о нейронавигационной станции, которая тогда стояла только в институте нейрохирургии имени Бурденко в России, — вспоминает доктор Жумадилов. — Я всё ждал, когда же такое чудо техники будет у нас. А сегодня у нас их 2, причём одна из них функционирует на протяжении уже почти 9 лет. Сегодня это не прихоть, а действительно необходимое оборудование, позволяющее делать более высокоточные операции. Можно сравнить её с оптическим прицелом снайперской винтовки. Может быть, придёт время, когда нам понадобится и третья навигационная станция. И это обоснованные потребности, ведь объемы операций растут, всё большему количеству пациентов мы можем и стремимся оказать высококвалифицированную помощь. Сегодня у нас ведется работа в плане лечения эпилепсии, хронических болевых синдромов, болезни Паркинсона, кроме того активно развивается эндоваскулярная нейрохирургия. Каждый из этих подразделов несколько лет назад был только в мечтах, а сегодня они доступны всем жителям Карагандинской области.
ПОЖЕЛАНИЕ ОТ ВРАЧА
Хочется, чтобы все были здоровы, своевременно обращались к специалисту по мере необходимости, не занимались самолечением. Это самое главное, — обращается к читателям доктор. — Ответственность за здоровье пациента должна быть солидарной, со стороны пациента и медика вместе. Каждый должен понимать, что мы сами должны заниматься укреплением своего здоровья, и тогда болезнь если и не отступит, то не будет прогрессировать. Как говорилось у классика: «Береги платье снову, а честь смолоду». Это же относится и к здоровью. Любой медработник будет искренне рад, если у пациентов всё будет хорошо.
На этой приятной ноте мы попрощались с Нурланом Эдигеевичем. Нам осталось только поблагодарить его за интервью и пожелать ему здоровья и успехов в его таком непростом и таком нужном труде.
Все кругом говорят — не пожил ты ещё парень как следует,
жизни не нюхал. Ты ещё так молод.
А я думаю иначе, это вы все, жизни не нюхали.
Не знаю как вы там её прожили,
может быть она была лучше моей.
Не знаю. Но после того, что я пережил в закрытом городе
— не вам меня учить. У меня были настоящие
учителя, настоящие друзья, настоящие герои и первая
настоящая любовь. Катитесь вы все!
Со своими нравоучениями.
Хлеще чем там, быть уже не может.
Они сделали всё, что бы вы жили
по человечески. Вы никогда не узнаете
о том, что там произошло на самом деле.
Вам не позволят узнать эту правду.
Дневник. В дневнике всё записано.
Настоящая правда, какой её видел я.