Технический прогресс не стоит на месте – и вот уже в общем потоке машин можно увидеть, как маневрирует человек на электросамокате. Такое «соседство» многим водителям не нравится. «А если он под колеса угодит? Кто будет отвечать?» – интересуются они. И небезосновательно, стоит отметить. Так, в МВД РК приводят статистику ДТП с участием самокатов: в прошлом году в республике зафиксировано 68 ДТП, в которых один человек погиб, 71 пострадал. В этом году произошло уже 41 ДТП. То есть вопрос действительно оказался острым и потребовал решения.

– Три года назад я был в Алматы в командировке, – рассказывает Андрей, водитель одной из частных фирм Караганды. – Конечно, южная столица у нас всегда очень развита в плане технических новинок. И в тот раз я был немного удивлен, что у них едва ли не на каждом шагу установлены стоянки с электросамокатами, которые можно взять напрокат. Стоимость 25-50 тенге за минуту. Можно было арендовать и на весь день, около 3500 тенге стоило. И желающих было много. В Алматы к этому виду транспорта все привыкли, тем более по городу вдоль общих трасс расположено много велосипедных дорожек. То есть инфраструктура более-менее для этого вида транспорта создана.

Ездить вдвоём теперь могут запретить

По словам нашего собеседника, Караганда в этом плане менее развита. Точнее будет сказать – совсем не развита…

– И тут я стал замечать, что на наших дорогах ездят электросамокатчики. Еду я по Бухар-Жырау, а в боковое зеркало вижу, как приближается человек на самокате. То есть скорость у него приличная, не менее 50 км в час. При этом он в шлеме, но спасет ли он его при столкновении с машиной? И таких любителей пощекотать нервы другим участникам дорожного движения я встречал уже немало. Они возникают внезапно, многие совершают непонятные маневры… Пару раз видел подростков, у которых и прав то еще нет. Я понимаю, что нужно идти в ногу со временем, но тогда Караганде необходимы специальные дорожки для этого вида транспорта. Иначе попадет такой самокатчик под колеса авто, а водителю срок потом мотать.

К слову, электросамокаты вызывают нарекания не только у водителей, но и у пешеходов.

– У нас во дворе есть несколько мальчишек, которым родители подарили электросамокаты, – говорит жительница микрорайона Степной-2 Айгерим. – Это не просто самокаты – «отталкивайся и поезжай», а полноценные средства для передвижения. И вот эти мальчишки, которым лет по 13-15, целыми днями гоняют на своих самокатах по двору. А я с маленьким ребенком здесь гуляю. Иной раз страшно бывает, что могут врезаться в нас. Там ведь скорость какая большая! А дворы у нас на Юго-Востоке, сами знаете, заставлены машинами. И уже пару раз врезались на самокатах в чьи-то автомобили. Так что надо регулировать как-то этот момент.

Попали под стандарт

Стоит отметить, что именно подростки чаще всего владеют электросамокатами. Родители дарят их в качестве подарка на день рождения или же таким образом поощряют за успешное окончание учебного года. Стоимость электросамоката в среднем составляет 150-300 тысяч тенге. Речь идет о более-менее мощных моделях. И о них как-раз таки задумались в Министерстве торговли и интеграции, где совместно с техническим комитетом по стандартизации в течение полугода разрабатывали специальные стандарты. Одно из нововведений, к примеру, запрет езды на электросамокате вдвоем. Так же разделение самокатов в зависимости от мощности и скорости.

– Самокаты, которые развивают скорость до 25 км в час, их можно отнести к велосипедам. К такой категории, которые могут ездить по тротуарам, по обочине дороги. Транспортные средства, которые развивают скорость более 25 км в час, они относятся к категории L. Они обязательно должны быть оснащены сиденьем, чтобы была устойчивость. И они уже должны иметь по аналогии с мопедами поворотники, – сообщил в интервью телеканалу «КТК» председатель технического комитета по стандартизации Ербол Сейпилов. – Самокаты, которые развивают скорость 50 км в час, – это уже не простые самокаты, это уже настоящее транспортное средство, полноценное. Сами знаете, автомобиль по городу тоже ездит под 60. Поэтому, конечно, здесь правильно будет требовать водительские права.

Более подробно о понятии «электросамокат», теперь уже прописанном  в стандарте Казахстана, рассказывается на сайте kolesa.kz. По данным портала, документ был подписан 1 июля этого года и сразу же вступил в силу. В новом стандарте СТ РК 3769-2022 дано толкование самому понятию «электросамокат». В частности, в нём указывается, что к электросамокатам относятся «электрические транспортные средства индивидуальной мобильности, имеющие два или три колеса, предназначенные для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя(ей), не имеющие сиденья, с максимальной конструктивной скоростью не более 25 км/ч».

Самокаты, разгоняющиеся выше обозначенной скорости, согласно новому стандарту, подчиняются уже техрегламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» и относятся к категории L. Причём для управления самокатами, что разгоняются быстрее 50 км/ч, нужны водительские права категории А1, как на мопед.

В частности, они:

  • Оснащаются электродвигателем(и), батареей напряжением не более 100 В постоянного тока, зарядным устройством на напряжение не более 240 В переменного тока.
  • Должны иметь деку, руль, два или три колеса, устройства освещения (фара спереди и фонарь сзади), сигнал, тормозную систему, органы управления.
  • Ограничены максимальной скоростью не более 25 км/ч. А при движении задним ходом или в пешеходном режиме — не более 6 км/ч.

На электросамокатах:

  • Максимальный вес водителя, максимальный и, если применимо, минимальный рост водителя, а также максимальный и/или минимальный возраст водителя должны указываться в сопроводительной документации.
  • Не должны перевозить дополнительных пассажиров, буксировать другие транспортные средства (в том числе электросамокаты, прицепы, полуприцепы) возить грузы.
  • Передвижение осуществляется водителем только в положении стоя.

До этого момента обозначить электросамокаты в ПДД РК и в Адмкодексе не представлялось возможным, так как не было официального толкования, что именно относится к этим средствам индивидуальной мобильности. Теперь следом ожидаются изменения в ПДД и Административном кодексе РК.

Врезка

А как у них…

По информации tass.ru:

  • В Сингапуре с января 2020 года электросамокаты фактически запрещены: передвигаться на них можно только по велодорожкам, которых в городе-государстве очень мало. Нарушителям грозит штраф в 2 тыс. сингапурских долларов ($1,4 тыс.) или до трех месяцев лишения свободы.
  • В Нидерландах прокатиться получится только по собственному участку – использование электросамокатов на дорогах общего пользования запрещено под угрозой штрафа в €360 и конфискации транспортного средства.
  • В Великобритании использование частных электросамокатов за пределами частных земель также незаконно – проехаться по британским дорогам можно только на взятом в аренду на специальной станции, которых в стране пока очень мало.
  • В Японии главное требование – наличие водительского удостоверения, позволяющего управлять мопедами и мотороллерами с объемом двигателя до 50 куб. см. Электросамокат необходимо регистрировать в полиции и регулярно платить транспортный налог, оснастить номерным знаком, зеркалами заднего вида, стоп-сигналом и поворотниками. Штраф за нарушение этих норм может достигать 50 тыс. иен ($450), в отдельных случаях предусмотрено и тюремное заключение сроком до трех месяцев.
  • В Республике Корея пользоваться электросамокатами могут лишь обладатели водительских прав начиная с 16 лет (до этого разрешалось ездить с 13 лет). Нарушителям придется заплатить штраф в 100 тыс. вон ($89). Кроме того, наказание положено за езду без шлема (20 тыс. вон) или в пьяном виде (100 тыс. вон и лишение прав).
  • В США, как правило, можно управлять электросамокатом с 16 лет (в некоторых штатах – с 12). Власти штатов также регламентируют допустимые технические характеристики: мощность от 750 до 2,5 тыс. Вт, максимальная скорость – 15-20 миль в час (от 24 до 32 км/ч). В основном водительские права не требуются (в число исключений входит, например, Калифорния), но обычно нужна специальная экипировка, такая как шлем и одежда со светоотражающими элементами.
  • Жители Китая электросамокатами не пользуются, предпочитая велосипеды, мопеды и скутеры на электрической тяге. Чтобы арендовать последний, водитель должен быть старше 16 лет. Правила для скутеров в КНР похожи на те, что действуют в других странах для самокатов: ограничение максимальной скорости (25 км/ч), веса (55 кг), мощности двигателя (400 Вт).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *