Телеведущие. Звёзды прошлого

16 мая 2018 года
Телеведущие. Звёзды  прошлого

Николай Дроздов заявил о своем уходе из передачи «В мире животных»,  но мы ему, конечно, не верим — сорок лет он был ее бессменным телеведущим, и без него передача будет уже совсем другой. В СССР не существовало понятия «авторская программа», хотя авторы были, и еще какие! Это ради них наши родители включали телевизоры каждую неделю, в одно и то же время, установленное Гостелерадио.

Александр Бовин, «Международная панорама»
Было в его внешности что-то несоветское, буржуазное — и программу он вел соответствующую. Для подавляющего большинства советских людей, которые никогда не были за границей, «Международная панорама», была окошком в «западный» мир. Недаром в ней не только рассказывали о «загнивающем» капитализме, но и показывали Sex Pistols и Boney M, рассказывали о панках и мини-юбках — Александр Бовин считал себя шестидесятником и либералом, и умел переписывать «официозные» репортажи ведущего на нормальный человеческий язык.
В 1991-м он, как и многие тогда, вышел из коммунистической партии, и, одновременно, покинул страну, уехав в Израиль в качестве российского посла.

Элеонора БЕЛЯЕВА, «Музыкальный киоск»
Она стала ведущей из-за трагической случайности: талантливая студентка Гнесинки, закончившая институт с красным дипломом, прямо на экзаменах повредила связки, и о карьере оперной певицы пришлось забыть. Так в 25 лет она оказалась на Центральном телевидении, где ей предложили стать ведущей новой программы. Свой «Музыкальный киоск» Беляева вела на протяжении 32 лет.
Она была не только ведущей, но и сама себе редактором — то есть самостоятельно выбирала новые записи, о которых хотела рассказать зрителям. Аудитория не роптала: «прогрессивные» слушатели и молодежь смотрели «Утреннюю почту», интеллигентные любители классики — «Музыкальный киоск». Впрочем, и Элеонора Валериановна страдала от цензуры — ей, например, настойчиво рекомендовали не упоминать в передаче имена Сергея Рахманинова и Федора Шаляпина, эмигрировавших в свое время из Советского Союза.

Сергей КАПИЦА, «Очевидное невероятное»
Как и в случае с «Музыкальным киоском», за всю долгую историю существования программы у нее был только один ведущий, знаменитый ученый-физик Сергей Капица. Он мог сделать науку понятной всем — «Очевидное-невероятное» смотрели и школьники, и пролетарии, и гуманитарии. Завораживали даже открывающие программу титры с цитатой из Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух».
Капица был чуть ли не единственным телеведущим, чьи программы не вызывали сомнения «на самом верху». Сергей Петрович вспоминал: «В самом начале работы на телевидении меня вызвал Сергей Лапин, тогда председатель Гостелерадио, и объяснил: «Сергей Петрович, мы с вас никаких экспертиз требовать не будем. Вы должны сами отвечать за то, что говорите. А мы будем смотреть».

Юрий СЕНКЕВИЧ, «Клуб путешественников»
«Хватит смотреть на мир глазами Сенкевича!» — эту фразу Михаила Жванецкого понимала и принимала близко к сердцу вся страна. Как и в случае с «Международной панорамой», программа «Клуб путешественников» была окном в мир — но без пропаганды и политики. Только красивые пейзажи, горы, океаны, Африка и Антарктида, весенний Париж и осенний Нью-Йорк.
Сенкевич был третьим по счету ведущим этой программы — и самым популярным. О путешествиях он рассказывал на собственном опыте, успев за 30 лет карьеры телеведущего подняться на Эверест, сходить в экспедицию к Северному полюсу, перейти Атлантику, подружиться с Туром Хейердалом и Жак-Ивом Кусто. Неудивительно, что после смерти Юрия Александровича программа закрылась — другого ведущего на его месте представить невозможно.

Валентина ЛЕОНТЬЕВА, «В гостях у сказки»
всеми любимая «тетя Валя», вела множество программ — и «От всей души», и «Спокойной ночи, малыши!», и «Будильник». Но мы ее любим особенно за «В гостях у сказки» — субботнюю программу, которая предваряла показ какого-нибудь хорошего детского фильма, «Морозко» (зимой), или «Марии Мирабеллы» (накануне летних каникул). Все начиналось с музыкальной заставки: «Если вы не очень боитесь Кощея…», потом была неизменная фраза «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые!», и тетя Валя трижды хлопала в ладоши, «призывая» помощников — сказочного библиотекаря и девочку Полину.
Но, конечно, самое интересное начиналось после фильма, когда Валентина Леонтьева показывала рисунки, которые ей присылали дети со всей страны. И не было ни одного советского ребенка, который бы не мечтал таким образом «попасть в телевизор!
Кстати, именно Валентина Михайловна озвучивала маму Малыша в мультфильме про Карлсона. Она вообще была идеальной телемамой, для нескольких поколений советских детей точно.

Юлия БЕЛЯНЧИКОВА, «Здоровье»
Если главным доктором «по стране» в наше время считается Елена Малышева (и мы не знаем, хорошо это или плохо), то в советские времена ею была Юлия Белянчикова. Дипломированный врач-гематолог, у нее была улыбка доктора, к которому немедленно хочется записаться на прием, ее мнению доверяли. Трудно представить, чтобы Юлия Васильевна разделывала в прямом эфире крысу, или показывала обрезание на «живом» примере. Белянчикова давала советы интеллигентно и мягко, никого не эпатируя и не задевая. Ее особенно любили пожилые зрители, называя в своих письмах «Юлечкой». А своей популярности «Юлечка» скорее стеснялась, говоря, что никогда не видела себе телезвездой, а хотела только помогать людям.

teleprogramma.pro