Изменить учебную нагрузку мы не можем

10 октября 2018 года
 Изменить учебную нагрузку мы не можем

В последнее время родители карагандинских школьников все чаще поднимают вопрос о том, почему при введенных в школах пятидневках их детям все равно приходится посещать занятия по субботам. Между тем руководитель Управления образования Карагандинской области Есенгазы Имангалиев пояснил, что уроки в субботу можно посещать только по желанию. Об этом и других актуальных воп-росах сферы образования глава Управления рассказал в интервью.

— При пятидневке в школе могут ли учителя настаивать на обязательном посещении уроков в субботу?
— Уроки в субботу — это факультативы, посещать которые необязательно. Если ребёнка заставляют это делать, угрожая родителям, то можно обратиться по телефону доверия: 50-25-00. Но, к примеру, если в школе в субботу проходит интересный факультатив, и сам ребёнок хочет на него пойти, то почему бы и нет? А если там проходят какие-то скучные и неинтересные для ребёнка занятия, то он вправе отказаться от посещения их в субботу.
— Родители также недовольны чрезмерной, на их взгляд, загруженностью детей. В день у школьников может быть по 7-8 уроков, учащиеся со второй смены возвращаются домой поздно. Возможно ли решить эту проблему, к примеру, сократив количество уроков или организовав развоз детей из школ в вечернее время?
— Изменить учебную нагрузку на школьников мы не можем, она утверждена МОН РК и соответствует санитарным нормам. Что же касается развоза в вечернее время, то этот вопрос всё же должны решать местные исполнительные органы. Но мы, как Управление образования, с таким предложением выступим. Возможно, развоз получится организовать по программе государственно-частного партнёрства.
— Недавно в электронных дневниках у школьников появились новые предметы, такие как китайский и арабский языки, «Введение в интернет», «Слушание музыки», «Введение в исследование», «Тогыз кумалак», «Основы медицины» и другие. Значит ли это, что вскоре они появятся в расписании уроков? Будут ли они обязательными или факультативными?
— Это факультативные предметы, предусмотренные для учеников с высокой успеваемостью. Некоторые будут преподаваться в рамках тех дисциплин, которые уже есть в расписании. Например, если по информатике ребёнок успевает и знает учебную программу, то ему на этом же уроке могут преподавать курс «Введение в интернет». Некоторые предметы идут отдельными факультативами. Языки — китайский и арабский — могут преподавать в том случае, если ребёнок уже владеет на достаточном для своего возраста уровне русским, казахским и английским языками и желает изучать четвёртый язык. Тут ещё всё зависит от того, есть ли в школе такой преподаватель. Если учителя арабского, к примеру, нет, а есть учитель испанского, то дети по желанию могут учить испанский.

Всё по-новому
— По обновлённой программе школьники отучились уже год и два. Каковы результаты введения этой обновлённой программы?
— Будет неправильным сказать, что всё исключительно хорошо. Но в школах, которые хорошо подготовились к переходу на обновлённую систему обучения, подготовили учителей, родителей, успех заметен сразу. Это особенно видно в начальных классах. Родители рассказывают, как интересно учиться их ребёнку. В новой программе нет скучных, монотонных действий. Раньше ведь не было таких уроков, когда первоклашек выводили в школьный двор, там слушали с ними звуки, просили бы рассказывать о своих ощущениях и мыслях. Таким образом, дети проходят программу по познанию мира, основам физики, естествознания — это и есть функциональная грамотность. Но затруднения всё же встречаются. Родители говорят, что детей загружают проектами, им непонятно, как первоклассник может сделать проект. Но ведь речь идёт о простых вещах, на уровне первоклассника: скажем, собрать осенние листья. И в процессе ребёнок задумывается о том, почему листья желтеют и опадают? И это вызывает у него интерес. Если у ученика возникают вопросы, то современный учитель должен на них ответить, даже если этот вопрос не относится к его предмету. Это только вызывает интерес и желание у ребёнка учиться.
— Сколько школ в этом году ввели обучение на английском языке?
— В этом году в 242 школах предметы естественно-математического цикла преподаются на английском языке. Такие уроки ведут 593 учителя по области. Иногда звучат нарекания в адрес учителей о том, что не все педагоги достаточно владеют английским после окончания специальных курсов. Но у нас и нет цели научить детей говорить на английском языке на уровне носителей языка. Мы преследуем цель научить коммуницировать на этом языке на уровне, приемлемом для взаимного понимания. Сейчас мир открыт, границы не на замке, и английский язык — язык мирового общения. Мы хотим научить детей не просто грамматике и переводу, а именно навыку общения на иностранном языке, для того чтобы они могли уверенно себя чувствовать в других странах, получать там дополнительное образование и повышать свою квалификацию. Предметы на английском языке в школах обязательны, ученики не могут отказаться от этого и выбрать только казахский или русский язык обучения на уроках естественно-математического цикла.
— Прокомментируйте, пожалуйста, новость о том, что учителя больше не должны готовить выпускников к ЕНТ. Значит ли это, что все желающие поступить в казахстанские вузы будут так или иначе вынуждены прибегать к помощи репетиторов?
— То, что учителя не будут готовить к ЕНТ, не нужно воспринимать буквально. Они следуют на уроках школьной программе, а вопросы для ЕНТ составляются именно на её основе. Вот только теперь не будет распространённого в последние годы «натаскивания», когда старшеклассников учат лишь решать тесты и заставляют зубрить правильные варианты ответов с ЕНТ прошлых лет. Плюс в школах начнут вводить раннее профориентирование, будут работать психологи, педагоги, выявляя склонности и желания ребёнка ещё в средних классах. Таким образом, к старшим классам ученик уже будет понимать, что, если, к примеру, он хочет быть врачом, то ему нужно хорошо знать химию и биологию. И педагог будет давать ему необходимые предметы углублённо. Вероятно, сам ученик в школе выберет факультативы, соответствующие его будущей специальности. К тому же, это снизит стресс у старшеклассников перед тестированием. Сейчас ведь они имеют возможность повторно сдать ЕНТ. То есть, даже если в первый раз они не смогут набрать нужный балл, то получат вторую попытку. Это всё направлено на снижение психологического давления на учеников.
— Этим летом звучало предложение отдавать детей в нулевой класс в пять лет. Будет ли пересмотрена продолжительность уроков и методика обучения пятилетних первоклассников с учётом их возрастных особенностей?
— Обновлённая программа обучения как раз и рассчитана на них. Нет монотонных уроков и жёсткой дисциплины, обучение проходит в игровой форме. Поэтому для детей воспринимать информацию в таком формате несложно. Они достаточно двигаются, достаточно играют и общаются, и через все эти действия учатся.
— Как быть с ситуациями, когда 5-летних выпускают из садиков, но ещё не берут в школу, если день рождения ребёнка, к примеру, 15 сентября или 3 октября?
— Да, такие факты есть, и мы в каждом случае разбираемся, оцениваем действия администрации школ и детских садов. Если родители столкнулись с такой ситуацией, то они могут обратиться за помощью по телефону доверия: 50-25-00. Наши специалисты обязательно помогут решить проблему и зачислить ребёнка либо в школу, либо продлить его пребывание в детском саду.

karaganda-region.gov.kz